|
|
Крестьяне Бокажа, сельского района на
западе Франции, уверены, что ведьмы и
чародеи приносят несчастья. В 1970 г.
Жан и Жозефина Бобэн рассказали
антропологу Жанне Фавр-Саада, которая
изучала ведовство, что они стали жертвами
порчи, наведенной соседкой. Фавр-Саада
поняла, что Бобэны убеждены в ее
умении изгонять ведьм и снимать чары.
Фавр-Саада согласилась ассистировать известной
гонительнице ведьм Флоре,
которая пыталась помочь семейству Бобэн.
Исследование колдовства часто плохо
сказывалось на ученых-антропологах.
Американец Пол Столлер, работавший
над исследованием о колдунах в Нигере,
пошел к одному из них на выучку. В
1977 г. Мусса из Ниамея попросил его
участвовать в обряде мщения за увольнение
с работы двоюродного брата Муссы,
которого хозяин - европеец - несправедливо
обвинил в воровстве. Учитель Столлера
велел ему особым образом приготовить
цыпленка, прочитать над ним заклинания
и зарыть птицу под порогом дома хозяина.
Через три недели сестра Пола не смогла
встать с постели - одна сторона тела
оказалась парализованной. Врачи ничем
не сумели ей помочь. Но стоило ей с
Полом вернуться в Европу, как все признаки
болезни исчезли.
В 1968 г. антрополог Карлос Кастанеда
выпустил в свет труд о своем ученичестве
у старого колдуна дона Хуана в Мексике.
Кастанеда описал, как при помощи воздействия
на мозг особых наркотических
веществ, которые мексиканские колдуны
добывают из растений пейот и датура,
происходит вхождение в иную реальность.
Кастанеда утверждал, что среди
прочего научился превращаться в ворону
и летать. Но к 1974 г. периоды потери связи
с действительностью стали беспокоить
Кастанеду. Это заставило его прекратить
ученичество. Позднее он вернулся в Мексику
и описал большую часть своих переживаний.
Он решительно отвергал намеки критиков, что все это просто выдумки.
|
|